
Председатель Комитета по транспорту и логистике Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ») Денис Назаров принял участие в закрытом совещании Комитета Совета Федерации по экономической политике на тему «Железные дороги и логистика в отраслях промышленности: проблемы и пути решения», которое состоялось в конце ноября.
В совещании под председательством представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти Запорожской области, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Вороны приняли участие представитель от исполнительного органа государственной власти Новгородской области, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Дитрих, заместитель генерального директора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Магнушевская, а также представители федеральных органов власти, ОАО «РЖД», коммерческих организаций, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и других отраслевых ассоциаций.
Ключевой темой обсуждения стала ситуация с железнодорожными перевозками. Заместитель председателя Президиума Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин привел в пример цемент, отметив значительное снижение доли ж/д транспорта в его перевозках — с 72% в 2007 году до 36% в настоящее время.
Денис Назаров в своем выступлении сосредоточился на системных причинах этой отрицательной динамики, связанных с изменением тарифной политики и ростом конкуренции между видами транспорта.
«Цемент является преимущественно грузом внутреннего потребления, объем экспорта составляет менее 2%, и исторически перевозился железнодорожным транспортом. Сегодня доля железнодорожных перевозок цемента снизилась до 36%, уступая автомобильному, даже в регионах Сибирь и Дальний Восток, где доля перевозок автомобильным транспортом превысила 50%», — сообщил Денис Назаров.
Одним из ключевых вызовов для отрасли он назвал отмену понижающего коэффициента. Речь идет о прекращении с 1 января 2026 года действия приказа ФАС России от 10.12.2015 №1226/15, который устанавливал льготный коэффициент для перевозок строительных материалов.
«После прекращения действия приказа ФАС строительные материалы, включая цемент, щебень, промышленное сырье будут подлежать дополнительной индексации на 5%, что в сумме с базовой индексацией ОАО «РЖД» приведёт к росту стоимости на 16%. Это создаст прямую ценовую конкуренцию с автомобильным транспортом. Ходатайствуем о продлении действия коэффициента, чтобы замедлить отток грузов с железной дороги и сдерживать рост себестоимости», — прокомментировал Денис Назаров.
Еще одной важной проблемой, которую затронул Денис Назаров, является перемещение порожних вагонов. «Для грузоотправителей проблема заключается в том, что порожние вагоны, фактически невостребованные операторами, заполняют подъездные пути, находятся у получателей без компенсации расходов за занятие инфраструктуры. НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» считает, что нормы, регулирующие это, необходимо скорректировать в рамках ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, чтобы обеспечить справедливое распределение ответственности. Существующее законодательство предполагает ответственность участников перевозочного процесса за отстой и занятие инфраструктуры путей общего пользования (ОАО «РЖД»), но не предусматривает механизма компенсации затрат для подъездных путей необщего пользования (промышленных путей)», — пояснил Денис Назаров.
В заключение председатель Комитета по транспорту и логистике НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» отметил нецелесообразность инициатив по повышению ответственности грузоотправителей. «Меры по увеличению ответственности отправителей, которые инициированы перевозчиком, не являются инструментом стимулирования погрузки и скорее приведут к обратному эффекту — к уходу груза на другие виды транспорта, — подчеркнул Денис Назаров. — Проблема невыполнения заявок не характерна для перевозок цемента и строительных материалов, так как их большинство осуществляется во внутреннем сообщении. Последствиями реализации меры по ужесточению ответственности отправителей будет снижение доли железнодорожного транспорта, уход грузов на автотранспорт и снижение конкурентоспособности российских производств».
