
Оказавшись в чужом городе, первые впечатления о нем мы получаем от качества его транспортной системы. Многое затем забывается, а вот она сохраняется в памяти надолго
Развитие общественного транспорта – важнейшая составная часть градостроительной политики любого населенного пункта, от небольшого поселка до мегаполиса. В России исторически сложилось, что большинство население передвигается именно на средствах передвижения, принадлежащим местным властям. Даже ускоренная автомобилизация страны в последние десятилетия коренным образом не изменила положение. Однако в этой сфере проблем более чем достаточно. А начинаются они с того, что мы явно недостаточно изучаем ее, а потому далеко не все решения в этой области можно считать сбалансированными.
Общественный транспорт взяли на карандаш
С 2025 года Президентом РФ утверждена новая конфигурация ключевых показателей эффективности губернаторов. Среди них есть и такой — KPI №16 «Доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, в агломерациях и городах». Помимо этого, общественный транспорт включен в отдельный Федеральный проект Национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Таким образом, значение общественного транспорта в городах России с 2025 года существенно повысилось в приоритетах градостроительной повестки. Это ведет к увеличению потребности в изучение уровня и качества его развития. В этой связи НИУ ВШЭ анонсировало начало нового проекта по исследованию городов России. Его цель — формирование базы данных о состоянии общественного транспорта. Работа проводится в рамках Стратегического технологического проекта «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования».
На первом этапе
В чем смысл и значение исследования? Руководитель проекта от НИУ ВШЭ Павел Зюзин считает, что, учитывая то обстоятельство, что развитие общественного транспорта становится приоритетной задачей, растет потребность в объективном знании его состояния. Это необходимо для составления более обоснованных мастер-планов и генпланов городов и поселений.

Как рассказывает Павел Зюзин, работа будет проходить в несколько этапов. Первый – должен завершиться в декабре 2025 года, когда появится база данных учета состояния общественного транспорта. Она затронет 50 крупных городов, включая все миллионники. В тоже время Москва и Санкт-Петербург останутся вне этого исследования в силу того, что по своим характеристикам сильно отличаются от всей остальной России. В 2026 году предполагается, что база данных будет обладать всей информацией об этой сфере.
На первом этапе анализ состояние общественного транспорта в разных городах будет основываться на семи показателях. 1. Уровень обслуживания им территории города. 2. Доля разных видов общественного транспорта в перевозках города. 3. Структура парка общественного транспорта. 4. Объем предложений общественного транспорта. (Речь идет об утренних пиковых нагрузоках). 5. Показатели переконфигурации общественного транспорта. (К примеру, эффект от перехода с небольших автобусов на большие). 6. Показатели использования вместимости депо для электрического общественного транспорта. 7. Показатели ROW. (размеры обособленных трамвайных путей и выделенных полос для общественного транспорта.
Рентген транспортной системы городов.
Какую полезную информацию можно получить из этой базы данных? По словам Павла Зюзина, по сути дела – это рентген транспортной системы наших городов. В России их много и все они уникальны. Даже города примерно равные по численности населения и размерам территорий сильно отличаются друг от друга по уровню и характеру развития транспортной инфраструктуры, по количеству перевозимых пассажиров. Есть поселения, где транспортная сеть густая, а есть, где довольно пустая.
Это ведет к довольно интересным последствиям. Например, есть города, где закрытие даже нескольких маршрутов почти незаметно для жителей, а есть города, где даже ликвидации одного маршрута вызывает чуть ли не транспортный коллапс. Имея такую базу данных по каждому из попавших в исследование населенных пунктов, можно избегать таких проявлений. При этом следует помнить, что развитие общественного транспорта ведет не только к повышению удобств для жителей с точки зрения перемещения в переделах города, а имеет серьезный мультипликативный эффект для развития всего городского хозяйства. В районах, где действуют удобные транспортные коммуникации, жители селятся более охотно, там сильнее растут спрос, а, следовательно, и цена на недвижимость, повышается инвестиционная привлекательность этого места, а значит, и увеличивается количество рабочих мест.
Везде все по-разному
Сегодня развитие общественного транспорта в России происходит достаточно стихийно. По словам Павла Зюзина, местная власть зачастую занимается тем, что на данный момент наиболее для нее актуально, а вопросы стратегического планирования транспортной инфраструктуры остаются за бортом. В итоге она развивается не пропорционально.
По мнению ученого, в России в этой сфере наблюдается ряд серьезных перекосов. В последнее время приоритет отдавался развитию автобусных маршрутов в ущерб электротранспорту. Между тем, наличие развитой сети электротранспорта весьма актуально, так как увеличивает вместимость в целом общественного транспортного парка и снижает себестоимость перевозок.
Однако развитие электрического общественного транспорта на первых порах требует определенных затрат на создание соответствующей инфраструктуры. Поэтому, как считает Павел Зюзин, нужны меры государственной поддержки.
При этом в каждом городе и регионе своя ситуация, свой запрос на развитие общественного транспорта в целом и развитие отдельных его сегментов. И чем больше местные органы власти будут обладать соответствующей исчерпывающей информацией, тем более верные решения они способны принимать.
Марк Горский
